Воздухоподогреватели

Как уже отмечалось, по принципу действия воздухоподогреватели делят на рекуперативные и регенеративные. В рекуперативных трубчатых воздухоподогревателях передача теплоты от газов к воздуху осуществляется непрерывно через неподвижную металлическую стенку трубы. В регенеративных поверхность нагрева омывается попеременно то дымовыми газами, то воздухом. При омывании дымовыми газами поверхность нагревается, а воздухом охлаждается.

 

Трубчатые воздухоподогреватели (ТВП) осуществляют прямой нагрев воздуха продуктами сгорания. ТВП - поверхность нагрева, состоящая из отдельных секций (кубов), каждая из которых представляет набор вертикальных стальных труб 3 диаметром 28-51 мм и толщиной стенки σ - 1,5 мм (рис. 66). ТВП опирается на балки 1, соединенные с каркасом 7 котла. Концы труб герметично закреплены в отверстиях горизонтальных трубных досок 2, Секции соединены коробами 5 с компенсаторами 4.

 

Дымовые газы движутся сверху вниз внутри труб, а воздух обтекает трубы в горизонтальном направлении. При такой схеме движения продуктов сгорания внутренняя поверхность труб меньше загрязняется золовыми частицами. Для топлив с большей зольностью применяют трубы большего диаметра. Их располагают в шахматном порядке (рис. 67). Продольный шаг труб S1/d = (1,2/1,5). Меньшие значения принимают для сухих и малоабразивных топлив. Поперечный шаг выбирают из условия равенства скоростей газа в сечениях АА и Б Б:

По характеру движения продуктов сгорания и воздуха ТВП относятся к теплообменникам с многократным перекрестным потоком сред. Из нижних секций в верхние воздух подается по перепускным коробам или вертикальным каналам, расположенным между секциями. Снаружи воздухонагреватель имеет теплоизоляцию и стальную обшивку. Нижняя трубная доска ТВП опирается на рамную конструкцию, связанную с каркасом котла, поэтому тепловое расширение ТВП происходит снизу вверх. Для обеспечения герметичности и свободы теплового расширения имеется линзовый компенсатор.

 

По организации движения воздуха различают одно-, двух- и многопоточные воздухоподогреватели (рис. 68). Однопоточная схема (рис. 68, а, б) при подаче воздуха по стороне большей длины ТВП применяется для котлов средней мощности. С ростом паропроизводительности котла использование однопоточной схемы приводит к увеличению высоты секции 1. Двухпоточная схема имеет (рис. 68, б) в 2 раза меньшую высоту хода, хотя приводит к некоторому увеличению глубины конвективной шахты. Многоходовые схемы с тремя-шестью ходами применяют на мощных котлах.

При принятых значениях S1 и d и известной ширине газохода высота хода зависит от скорости воздуха и продуктов сгорания. В ТВП среднюю скорость газа принимают равной 9-11 м/с (большие значения для, малозольных малоабразивных топлив). Скорость воздуха wв = (0,4/0,6) дог. При таком соотношении обеспечивается равенство интенсивностей теплоотдачи от газа к стенке и от стенки к воздуху. Воздух в ТВП может нагреваться несколько выше 400 °С. До 320 °С воздух подогревается в одноступенчатом воздухоподогревателе (рис. 68, а, б), а свыше 320 °С - в двухступенчатом (рис. 68, в).

Вторую ступень ТВП устанавливают в рассечку между пакетами экономайзера 2 (рис. 68. в). Для обеспечения минимально допустимого температурного напора на холодном конце экономайзера и получения умеренных скоростей воздуха во второй ступени ТВП температура воздуха на выходе из первой ступени воздухоподогревателя



Температура газов перед второй ступенью ТВП не должна превышать 530 °С для исключения процесса окалинообразования металла трубной доски. Обычно при температуре газов перед воздухоподогревателем до 515-525 °С трубную доску 1 покрывают защитной тепловой изоляцией 2 (рис. 69, а). При температуре газов выше 530 °С трубную доску выполняют из легированной стали или ее охлаждают воздухом (рис. 69, б) температурой tB = 30 °С. При работе на абразивном топливе для защиты входных участков труб 4 от изнашивания используют съемные защитные вставки 3.

Регенеративные воздухоподогреватели (РВП) включают цилиндрический ротор 4, вращающийся на валу 1 внутри неподвижного стального корпуса 2 (рис. 70). Ротор состоит из секторов 5, заполненных вертикальными стальными пластинами толщиной 0,8-1,2 мм. Для увеличения площади поверхности в единице объема часть пластин 7 гофрируют. Верхняя и нижняя секторные плиты делят корпус на две части - газовую I и воздушную II. Газы движутся сверху вниз, а воздух II - снизу вверх. При вращении ротора 4 отдельные сектора 5 то нагреваются в потоке газов, то охлаждаются в потоке воздуха. Вращение обеспечивается электродвигателем 3, установленным на вертикальной части наружного корпуса. Шестерня, соединенная с электродвигателем через редуктор, перемещает расположенные по окружности ротора вертикальные валики 6 (цевки). Частота вращения ротора 2 об/мин. Гофрированная форма листов позволяет получать до 300-400 м поверхности в 1 м3 объема. Форма набивки зависит от температурных условий. Для горячей части РВП применяют интенсифицирующую набивку с более плотным расположением листов.

Небольшая толщина листа способствует не только быстрому прогреву и охлаждению пластины, но и некоторой вибрации листов при прохождении через них воздушного потока, приводящей к частичному удалению золовых загрязнений. Гофрированные листы изготовляют штамповкой или прокаткой. К недостаткам РВП можно отнести сравнительно быстрый износ и коррозию листов и относительно невысокую теплопередачу при продольном обтекании листов газом. В газовом тракте РВП давление меньше чем в воздушном. Перепад давлений составляет около 7-8 кПа. Это приводит к необходимости уплотнять места сопряжения подвижных и неподвижных частей. Различают периферийное, радиальное и аксиальное уплотнения. Периферийные и радиальные уплотнения расположены на верхней и нижней частях ротора, а аксиальные - по боковым поверхностям.

 

Характеристика РВП приведена в табл.16. В РВП воздух может быть нагрет до 360 °С. Кроме того, можно нагревать два параллельных потока воздуха до различных температур. РВП можно применять в качестве первой ступени при /гв 400 °С. При работе котла на газе возможна схема с горизонтальным расположением ротора. Число устанавливаемых воздухоподогревателей на котел зависит от его мощности. Обычно с котлом устанавливают не менее двух РВП. С уменьшением числа РВП экономятся капиталовложения и эксплуатационные затраты, но снижается надежность работы котельной установки.

Рассмотрим некоторые особенности воздухоподогревателей. Из уравнения теплового баланса по газам и воздуху следует, что

 

где Vв и Vr - объем соответственно воздуха и газов, м3/кг; св и сг - теплоемкость соответственно воздуха и газа, МДж/(кг*°С);tгв, tвп, θ'ух и θ'вп - температура соответственно воздуха и газа на выходе и входе воздухоподогревателя,°С.

Подогрев воздуха

 

при постоянных значениях t'вп, θвп, θух зависит от отношения водяных эквивалентов газа и воздуха Vгсг/(Vвсв). Теоретический объем продуктов сгорания Vг больше, чем теоретический объем воздуха Vв ввиду наличия водяных паров. Кроме того, теплоемкость продуктов сгорания сг больше теплоемкости воздуха св, так как в них присутствуют трехатомные газы RО2 и Н2О. В действительности в связи с наличием присосов воздуха по газовому тракту отношение Vгсг/(Vвсв) еще больше и составляет 1,25 для маловлажных топлив (АШ) и 1,6 для высоковлажных углей.

Так, охлаждение газов на 100 °С увеличит температуру воздуха для этих топлив соответственно на 125 и 160 °С. Так как рост температуры воздуха происходит интенсивнее, чем снижение температуры газов, на холодном конце воздухоподогревателя. Для влажных топлив разность θвп - tгв будет меньше, чем для сухих топлив. С точки зрения процесса теплопередачи для достижения приемлемых температурных напоров во избежание значительного роста поверхности нагрева необходимо, чтобы на горячем конце воздухоподогревателя разность температур газа и воздуха θвп - tгв ≤ 30 °С.

 

Повысить температуру воздуха можно уменьшением соотношения водяных эквивалентов, т. е. снижением количества газов, проходящих через воздухоподогреватель. К таким схемам подогрева относится схема «расщепленного хвоста» (рис. 72). Через воздухоподогреватель 4, расположенный за промежуточным перегревателем 1 проходит часть газов. Остальное количество газов пропускается через газоход, в котором расположены поверхности экономайзеров высокого 2 и низкого 3 давления. Вода экономайзера низкого давления 3 используется для предварительного подогрева питательной воды в системе регенеративных подогревателей.

 

Подогрев воздуха в воздухоподогревателе определяется выходом летучих, влажностью топлива, а также способом его сжигания. Рекомендуемые значения температуры tr„ горячего воздуха приведены в табл. 17. Газовая коррозия наблюдается во время работы котла, его пуске и останове. Она обусловлена следующим. Содержащийся в продуктах сгорания серный ангидрид SО3, соединяясь с водяными парами, при конденсации на холодной части труб ТВП или пластин РВП образует серную кислоту H24, активно разрушающую металл. Конденсация возникает при температуре поверхности нагрева ниже точки росы, °С,

 

где Sп и Ап -приведенные значения соответственно серы и золы на рабочую массу топлива, %, кг/МДж; аун - доля золы в уносе; tк - температура конденсации водяных паров,, определяемая парциальным давлением паров воды в продуктах сгорания. Например, для мазута tк = 44 °С, для торфа = 56 °С, для АШ
= 27/28 °С,

Интенсивная коррозия наблюдается при останове котла, когда увеличивается конденсация паров H24 на остывающих поверхностях воздухоподогревателей. Продолжительность работы набивки РВП газомазутного котла зависит от числа остановок n0 (заштрихованная область, рис. 73). Увеличение числа n0 остановов уменьшает срок службы воздухоподогревателя. Меры защиты воздухоподогревателей от коррозии - предварительный подогрев воздуха, использование каскадного подогревателя, различных покрытий и режимных мероприятий.

Предварительный подогрев воздуха перед подачей его в воздухоподогреватели 1 может быть осуществлен двумя путями: в калорифере 2 и при смешении с частью горячего воздуха, подаваемого вентилятором рециркуляции 3 на вход в воздухот работы нижнего слоя набивки от числа щ подогреватель (рис. 74). Первый способ остановов в году предпочтительнее, так как позволяет использовать для подогрева низкотемпературные отборы пара из турбины и не связан с установкой оборудования (вентилятора рециркуляции). Кроме того, при калориферах сопротивление воздухоподогревателя меньше, так как через него проходит меньший объем воздуха.

Подогрев воздуха в калорифере осуществляется до 70-80 °С, что значительно снижает или полностью исключает коррозию. При еще большем подогреве воздуха возникает необходимость увеличения температуры уходящих газов для обеспечения достаточного температурного перепада θух - t'вп. Как правило, с введением предварительного подогрева воздуха низкотемпературные части ТВП или холодная часть набивки РВП отделяется от остальной части воздухоподогревателя. Это позволяет во время ремонта менять не весь воздухоподогреватель, а лишь часть его поверхности. Для мазутных котлов рекомендуется принимать = 70/90 °С, для влажных серосодержащих топлив t'вп > tк. Способность организации подогрева воздуха в каскадном воздухоподогревателе заключается в следующем. В низкотемпературных секциях воздухоподогревателя создаются условия, при которых температура стенки превышает температуру точки росы. Достигается это пропуском через холодные секции всего объема газов и небольшого расхода воздуха (30-40%), который предварительно подогревается каскадная ступень воздухоподогре потоков воздуха происходит в смесителе 5 после каскадной ступени 3. При такой схеме обеспечивается быстрый рост температуры воздуха. Продукты сгорания в каскадной ступени 3 охлаждаются меньше, а температура стенки трубы получается более высокой.

Применение эмалированных покрытий и неметаллических материалов снижает коррозию менее нагретых поверхностей воздухоподогревателя. Поверхности покрывают кислотоупорными и термостойкими эмалями толщиной 0,5-0,6 мм. Из рис.76 видно, что скорость к коррозии холодных частей РВП набивок с эмалированным покрытием 4.т стенки. Одним из направлений снижения коррозии, особенно при сжигании в топке котла высокосернистых мазутов, является использование неметаллических материалов: стекла, фарфора, пластиков, слабо подвергающихся воздействию серной кислоты. Известны конструкции ТВП со стеклянными трубками и РВП с фарфоровыми трубками диаметром 28 мм на выходе. Однако не все проблемы создания таких конструкций решены: у стеклянных ТВП - плохая герметичность соединения металлических частей и стеклянных трубок; у РВП - повышенное загрязнение керамики отложениями.

К режимным мероприятиям снижения коррозии относят работу котла с пониженными избытками воздуха. При меньшем количестве воздуха аг снижается количество SО3 (уменьшается концентрация атомарного кислорода), а следовательно, падает скорость коррозии. Аналогичные результаты получаются при рециркуляции дымовых газов в активную зону горения. Применение этих методов ограничено газомазутными котлами. Для твердых топлив по условиям выгорания частиц и устойчивости процесса горения аг = 1,05, а общий избыток воздуха в топке ат = 1,2/1,25. Рециркуляцию газов по условиям устойчивости горения применяют для топлив с выходом летучих Vгл > 40 %.